Советы и рекомендации родителям


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. РЕКОМЕНДАЦИИ

От того, насколько дети будут подготовлены к жизни, зависит их будущее. Взрослые, несомненно, должны помочь детям в ре­шении их проблем и в тоже время они должны научить несовер­шеннолетних решать свои проблемы самостоятельно.

В этом процессе родителям принадлежит особая роль, ведь они располагают огромным количеством полезной информации для развития личности ребенка, его талантов, умственных и фи­зических способностей; для воспитания уважения к другим куль­турам, правам человека.

Воспитание правовой культуры невозможно без знания за­конов.

Первейшая задача - информирование детей и взрослых, разъ­яснение основных положений законов всеми доступными спосо­бами. Следует не только знакомить своих детей с их правами, но и помочь осознать их, научить пользоваться ими в повседневной жизни.

Соблюдение прав детей начинается с доступа информации, с профессионализма педагогов и специалистов, занимающихся проблемами подростков, с уважительного отношения к интересам детей и подростков.

Важны интересы и способности вашего ребенка. Вы можете помогать ему советами, правильно направить его. Но ни в коем случае не оставляйте последнее слово за собой, пусть этот выбор останется за вашим ребенком.

Некоторые родители заставляют идти детей к тем идеалам, которых придерживаются сами. Убеждения типа «у меня не по­лучилось, зато получится у него» неправильное, так как у вашего ребенка могут быть другие идеалы и, выбрав предложенную вами профессию, он может быть несчастен всю жизнь.

Некоторые профессии, например, относящиеся к искусству, требуют особых способностей и одаренности. Не забывайте, что профессия, не соответствующая умениям и способностям вашего ребенка, сделает его несчастным и неудачливым.

Никогда не сравнивайте своих детей с другими. Как известно, люди отличаются друг от друга по своим личностным качествам, также как ростом, цветом глаз и т.д. Не могут быть одинаковыми и их успехи.

Помните, ваш ребенок не должен выступать в роли способа утвердиться перед другими. Никогда не ищите поводов похва­статься своим ребенком. Не говорите фразы типа «что я скажу другим...», «ты выставишь меня в плохом свете...», «все будут говорить, что мой ребенок...».

Очень часто, старясь активизировать ребенка при подготовке к экзамену, можно только увеличить беспокойство. Не делайте из экзамена вопрос жизни и смерти.

Ссоры и разногласия между родителями могут отрицательно повлиять на его психику и мировоззрение.

Не следует оказывать на него давление. Некоторые родители, пытаясь активизировать ребенка, начинают описывать страшные картины, что с ним будет, если он не сдаст экзамен.

Создайте спокойную обстановку для подготовки к экзамену. Дайте понять, что даже если ребенок провалится на экзамене, он все равно останется вам дорог.

Помимо занятий в школе, занятий по подготовке к вступи­тельному экзамену, давайте ему возможность больше оставаться на свежем воздухе, разрешайте заниматься его любимыми делами.

 

 

 Как родители могут защитить права своих детей?

Сбор информации.

Если Вы услышали от Вашего ребенка или родителей его одноклассников о каких-либо действиях и распоряжениях педагогических работников, нарушающих, по Вашему мнению, права ребенка, следует, прежде всего, собрать необходимую информацию. Ведь вполне может быть, что Ваш ребенок чего-то не понял, перепутал. Вас должно интересовать:

  • от кого исходит распоряжение (если дело именно в распоря­жении), каков его официальный статус (одно дело - желание верующего учителя воспитать детей, совсем другое - принятое на региональном уровне решение сделать курс «Основы православной культуры» обязательным);
  • опирается ли учитель в своих действиях на какие-либо пись­менные распоряжения вышестоящих органов;
  • сказано ли что-то по этому поводу в Уставе школы, в других школьных документах;
  • как относятся к этому другие родители, классный руководи­тель, разные учителя-предметники;

является ли это нарушение прав Вашего ребенка единичным случаем или оно носит систематический характер. Выяснить это не сложно, и не нужно сразу же настойчиво требовать чего-то от учителей или директора, обо всем можно узнать спокойно, проще всего, у других родителей. Что касается Устава школы, то он должен быть вывешен в доступном месте. Если Вы не найдете его на стенде, попросите в канцелярии или у заместителя директора школы дать вам текст устава для ознакомления (при этом совершенно не обязательно никому сообщать, что именно Вас в Уставе интересует).

Если информация оказалась достоверной, есть несколько путей.

Индивидуальные действия.

Индивидуальные действия могут быть эффективны, если нарушения носят локальный характер и нарушителем является учитель. Далее в определенном порядке перечислены Ваши воз­можные действия. Здесь мы исходим из принципа, что любой конфликт сначала нужно попытаться решить мирно (худой мир лучше доброй ссоры). Поэтому в любом случае рекомендуем Вам начинать именно с того шага, который описан первым; только если он не даст никаких результатов, переходите к следующему и так далее.

Спокойно побеседуйте с учителем (классным руководителем), объяснив ему, почему Вы не считаете возможным для Вашего ребенка посещение данных занятий (выполнение распоряжений, участие в мероприятии и т. д.).

Обратитесь за советом к тем учителям, которым Вы доверяете, может быть, они смогут «повлиять» на своего коллегу.

Расскажите на родительском собрании о ситуации с Вашим ребенком, заинтересуйте этой проблемой других родителей и классного руководителя.

Напишите официальное заявление на имя директора школы о Вашем несогласии выполнять данное распоряжение, обязательно покажите его учителю перед тем, как отдать директору.

Идите к директору школы и настаивайте на том, что публичные высказывания учителя (или присутствующие во многих учебниках мнения и оценки) провоцируют религиозную или эт­ническую («национальную») нетерпимость. К сожалению, даже директор не имеет права официально освободить ребенка от по­сещения уроков по обязательным учебным дисциплинам. Воз­можно, компромисс будет состоять в том, что родители напишут официальное заявление с просьбой предоставить их ребенку пра­во изучать данный предмет по индивидуальному учебному плану и не посещать в течение определенного времени уроки, пока изучаются параграфы учебника, содержащие нетолерантные вы­сказывания (например, сидеть эти часы в школьной библиотеке).

Обратитесь к директору школы с официальной письменной жалобой о нарушении учителем прав ребенка.

Обратитесь в органы школьного самоуправления (если они в Вашей школе функционируют).

Обратитесь в вышестоящие инстанции с жалобой о нарушении прав ребенка школой.

 

 

Коллективные действия на внутришкольном уровне

Такие действия необходимы в тех случаях, когда нарушения свободы убеждений носят систематический характер и наруши­телем выступает не один учитель, а школьная администрация, органы управления образованием или любое начальство на реги­ональном уровне.

Найдите единомышленников среди родителей Вашего класса, которые предпримут те же шаги, что и Вы, среди учителей и школьной администрации (вполне может быть, директор школы только и ждет, чтобы все родители дружно выступили против не­законного распоряжения органов управления образования).

Соберите родительский комитет класса, подготовьте роди­тельское собрание (родители имеют право принимать решение о проведении этих мероприятий, и школа обязана предоставить им возможность их проведения). На родительском собрании должны быть оформлены два типа документов: протокол родительского собрания с точной формулировкой решения собрания и индиви­дуальные заявления родителей. Наличие этих документов - очень сильный аргумент, поэтому следует позаботиться о протоколе и кворуме. Некоторые советуют снимать все собрание на видео, чтобы Вас потом не обвинили в давлении на родительский кол­лектив.

Если у вас есть основания считать, что школьная администра­ция не отреагирует на решение родительского собрания класса, выносите вопрос на общешкольное обсуждение - школьный ро­дительский комитет, общешкольное родительское собрание (ре­шения этих органов носят рекомендательный характер, но, как правило, администрация к ним прислушивается), Совет школы или Педагогический совет (их решения обязательны для исполне­ния всеми сотрудниками школы, если иного не прописано в Уставе школы). В любой из этих органов школьного самоуправления надо обращаться, имея на руках решение родительского собрания класса. Но даже если родители вашего класса Вас не поддержали, Вы можете попытаться сразу выходить на общешкольный уровень.

Предложите органам самоуправления школы внести в Устав школы пункты, защищающие права детей (например, о светском характере образования, о добровольном участии во всех вне­классных мероприятиях районного и городского уровня и т. д.). Коллективные действия на внешкольном уровне. Возможно, если источник нарушений свободы убеждений Ваших детей - региональные власти или Министерство образо­вания, Вам придется прибегнуть к коллективным действиям на районном (городском, региональном) или даже всероссийском уровне. Следует иметь в виду, что родительская общественная организация может действовать гораздо увереннее, чем неорга­низованная группа родителей, и к ее жалобам и заявлениям обяза­тельно прислушаются, хотя бы потому, что не захотят раздувания «скандала». Самое главное - найти вне школы людей, готовых Вас поддержать.

Найдите координаты местных и региональных правозащитных организаций, обратитесь к ним за консультацией и поддержкой (в том числе и юридической).

Пойдите на прием к депутатам разного уровня (если необхо­димы какие-то действия местной законодательной власти), чтобы депутат написал запрос или просто позвонил в нужную органи­зацию.

Обращение в различные органы, призванные защищать права граждан.

Наконец, в самом крайнем случае, в соответствии со ст. 45 и 46 Конституции РФ для защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов можно обращаться в различные пра­воохранительные и судебные органы:

  • в суды общей юрисдикции с жалобой на любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, ор­ганов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, нарушающих права и свободы граждан;

в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой признать закон неконституционным и не имеющим силы, если вы считаете, что ваши конституционные права и свободы нарушены этим законом;

  • в органы прокуратуры, которые для восстановления нару­шенных прав полномочны опротестовывать незаконные дей­ствия или выступать в суде с иском в интересах заявителя;

в любые другие государственные органы и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит решение по­ставленных заявителем вопросов;

  • к региональным Уполномоченным по правам человека и по правам ребенка (если таковые есть в Вашем регионе), а также к Уполномоченному по правам человека в Российской Феде­рации.

 

 

Методические рекомендации родителям по воспитанию ребенка без физического наказания, по защите детей от жестокого обращения

Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны ро­дителей. Родители, часто использующие физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. В отсутствие родителей дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуется.

1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.

Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите внимание ребенку, хотя бы 15 минут, поиграйте, поговорите с ним.

чувства ребенку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте его по руке).

2. Не предъявляйте к ребенку требований, которые не соот­ветствуют его возрасту и возможностям.

Пример: отец шлепает свою двухлетнюю дочь, чтобы научить ее не выбегать на оживленную улицу.

Предложение: присматривайте за малышом в опасных ситу­ациях, пока он не достигнет возраста 6-7 лет, когда сам сможет оценить степень опасности.

  1. Если ребенок обманывает, разберитесь в причинах лжи ребенка. Важно понять, что ребенок не родился лгуном, у него должна быть причина для этого: желание избежать наказания, страх перед отвержением. Убедите ребенка, «что лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

4. Учитесь владеть своими чувствами. Старайтесь сдерживать свои эмоции и физическую силу. Используйте те приемы релакса­ции, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до 10, расслабление мышц.

  1. Если ребенка часто наказывать, то он может привыкнуть реагировать только на физическое наказание.

Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще, возможно, не использовали:

1. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется?

2. Подумайте, не требуете ли вы от него слишком многого?

3. Возможно, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий о том, что ребенок попал в трудную ситуацию?

 

Вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.

 

 Как установить контакт с ребенком, чтобы предотвратить жестокое обращение с ним

Необходимо помнить, что лучше предотвратить, чем потом исправлять. Родители смогут сделать многое для того, чтобы насторожить детей, предупредить их об опасности жестокого об­ращения с ними и научить избегать его.

Для этого необходимо, чтобы между вами и детьми существовали доверительные, открытые отношения. В их установлении большую роль сыграют ваши разговоры о ваших личных проблемах по «Телефону доверия» для детей и подростков. Разговор с ребенком о жестоком обращении, особенно о сексуальном насилии, может быть трудным и потребует времени. Но если это защитит вашего ребенка, дело этого стоит. Что именно вы скажете ребенку, зависит от его возраста, но даже самые маленькие смогут понять такие правила, как «не разговаривай с незнакомыми людьми», «не уходи с незнакомыми людьми», «не соглашайся делать то, что тебе неприятно». Убедите ребенка, что его тело принадлежит только ему и он вправе сказать «нет» любому, кто хочет до него дотронуться. Объясните ребенку, что взрослые могут угрожать ему или его родителям, чтобы заставить его соблюсти тайну. Ваш ребенок должен понять, что есть «нехорошие» тайны, которые нельзя соблюдать.

Вы можете составить свод правил, которые помогут защитить

1. Всегда верьте и помо­гайте ребенку. Он не должен сомневаться в том, что вам можно сказать все.

    2. Если детей не сопровождает взрослый, лучше, если они везде, где возможно, будут ходить парами или группами. Детям следует идти домой всегда одной и той же дорогой.

  1. Нельзя разрешать маленькому ребенку находиться в обще­ственных местах одному (например, в туалете).
  2. Необходимо удостовериться в том, что няне или другому воспитателю можно доверять.
  3. Если ребенку что-то угрожает, он вправе делать все, что угодно: убежать, визжать, кричать, драться кулаками, лгать. Важна лишь безопасность ребенка.
  4. Ребенок сам решает, кому он позволяет себя целовать и об­нимать. Нельзя заставлять ребенка делать это против его воли, особенно, если он чувствует, что это неправильно.
  5. Добейтесь того, чтобы ребенок твердо знал: если кто-то предлагает ему что-то неприятное, показывает порнографические картинки, фотографирует его обнаженным или делает подарки, то об этом надо обязательно рассказать родителям. Убедите ребенка в том, что его не будут обвинять или ругать, чтобы ни делал с ним взрослый.

Дети должны точно сообщать вам, с кем они уходят, куда идут и когда вернутся.

 

 

 Как предотвратить насилие над ребенком в детском саду, в школе, детском оздоровительном лагере?

  1. Отдавая ребенка в какое-либо детское учреждение, убеди­тесь, что оно имеет хорошую репутацию, и каковы его традиции. Выясните, не было ли инцидентов в прошлом.
  2. Узнайте как можно больше об учителях и воспитателях. Поговорите с родителями детей, посещавших это заведение. Уз­найте, как в этом учреждении принимают учителей или воспита­телей на работу, интересуются ли их прежней работой и рекомен­дациями.
  3. Узнайте, допускаются ли родители к участию в делах детского учреждения, приветствуют ли это сотрудники. Откры­тость - важный признак. Убедитесь, что вы в любое время сможете увидеть своего ребенка.
  4. Вы должны знать о любой отлучке детей. Никогда не давайте воспитателю права уводить ребенка на какие-нибудь мероприятия без вашего разрешения.
  5. Запретите давать о вашем ребенке любые сведения кому- либо без вашего разрешения.
  6. Убедитесь, что в школе или в детском саду каждый день точно знают, кто будет забирать ребенка домой.
  7. Если вы предполагаете, что в школе или в детском саду с ребенком жестоко обращаются, не обращайтесь туда с жалобами, а сообщите о своих подозрениях в полицию или социальные службы.
  8. Поговорите с родителями других детей, чтобы выяснить, не замечали ли они что-либо необычное в поведении или здоровье своих детей.
  9. Помните, что важно предпринять все возможное, чтобы за­щитить детей.

 

 

Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию

Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившем­ся и времени происшествия.

Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.

Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.

Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, ко­торые у него возникают.

Помогите определить основную трудность, проблему.

Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.

Способствуйте повышению самооценки.

Найдите в ситуации как можно больше положительных мо­ментов (осталась жива).

Помогите ребенку осознать наличие у него резервных воз­можностей, вместе с ним найдите выход из создавшегося поло­жения.

Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои пере­ живания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.

Подскажите ребенку «Как» и «Что» он должен делать, «Как реагировать», пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.

Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и зна­чимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.

Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.

 

 

Рекомендации родителям учащихся 1-4 классов

  1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, про­являя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь де­журными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспра­шивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.
  2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незна­чительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть послед­ствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.
  3. Развивайте любознатель­ность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.
  4. Покупайте и дарите книги, видеофильмы, картины.

Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забы­вайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

  1. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму
  2. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в при­сутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
  3. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

 

Рекомендации родителям учащихся подросткового возраста

Уважаемые родители, мы предлагаем вам рекомендации, чтобы помочь вам разобраться с вашими проблемами, т.к. подростковый возраст часто называют трудным. Именно в этот возрастной период происходят наиболее серьёзные изменения в анатомо-физиологическом и психическом развитии, в эмоцио­нально-духовной и интеллектуальной жизни взрослеющего человека. Н.К. Крупская писала: «Это самый критический, самый неуравновешенный возраст».

  1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу под­ростка:
  • бытовые: хорошее питание, полноценный сон, спокойная об­становка, удобное и уютное место для занятий и т.д.;
  • эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребёнка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, проявляйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
  • культурные: обеспечьте ребёнка справочниками, пособиями, атласами и т.д.
  1. Слушайте своего ребёнка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для за­поминания.'
  2. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы пре­успеваете.
  3. Не оставляйте без внимания свободное время ребёнка, по­могите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.

5. Не сравнивайте своего ребёнка и его успехи с другими, луч­ше, сравните его с самим собой - это более обнадеживает.

6. Дайте почувствовать ребёнку, что любите его независимо от успеваемости, замечайте познавательную активность даже по отдельным результатам.

7. Акцентируйте внимание на различных видах деятельности, на общении подростков, оказывайте помощь в налаживании кон­тактов со сверстниками.

8. Развивайте познавательную и социальную активность под­ростков.

 

 

Рекомендации родителям детей юношеского возраста

Юношеский возраст - значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует своё место в обществе, свою дея­тельность, свой образ жизни. И, надеемся, вам помогут следующие рекомендации:

  1. Определять и развивать способности юноши, которые могут повлиять на выбор ими профессии.

2. Оказание помощи юноше в профессиональном и нрав­ственном самоопределении.

3. Совершенствование межличностных отношений юношей, общения, дружбы, творческой деятельности.

  1. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы пре­успеваете, обогащайте их.

5. Не оставляйте без внимания свободное время юноши, по­могите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.

Давайте почувствовать юноше, что любите его независимо от успеваемости, замечайте познавательную активность даже по отдельным вопросам.

 

Советы родителям по развитию у подростков уверенности в себе

  1. Всегда подбадривайте подростка. Уверенность появляется тогда, когда тебе говорят: «Я знаю, ты можешь это сделать! Ты это сделал! Потрясающе!». Нет такого скромного успеха, который не заслуживал бы похвалы. Но это не означает, что следует оглашать воздух притворным «ура». Не следует критиковать критику, нужно сочетать её с похвалой и практическим советом.
  2. Позволяйте исследовать. Подростки, да и взрослые тоже восхищаются теми, кто стремится познавать новое, преодолевать преграды и идет по их стопам. Но, как часто мы учим наших детей не рисковать!
  3. Настраивайтесь на успех. Внушайте своему ребенку, чтобы он думал не о препятствиях, а об успехе. Тот, кто верит в успех, тот увлекает за собой других. Только тот становится решительным, кто пробует, терпит неудачу, исправляет свои ошибки и пробует вновь.
  4. Выслушивайте детей, когда они говорят о своей мечте. По­ощряйте их мечты, какими бы далекими они вам не казались. Важно, чтобы дети умели фантазировать и думать о том, как мечту осуществить.

5. Станьте организатором компании. Поощряйте сына или дочь выступать в классе. Умение говорить перед аудиторией без стеснения - одно из главных качеств уверенного человека. Пусть ребенок потренируется дома, прежде чем выступить перед клас­сом. Подскажите ему, как нужно говорить, - громче или тише, может быть, более выразительно.

  1. Родители должны привить ребенку три главных качества: уважение, находчивость, ответственность. Мантия вождя доста­ется тем, кто старается понять и выполнять правила (уважение), кто и в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость) и кто умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность).

В заключение следует отметить, что пример родителей важнее всех сказанных слов.

 

 

Советы родителям на каждый день

  1. Говорить сыну или дочери: «Людям должно быть с тобою легко!» Не бойтесь повторять это.
  2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Вам ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
  3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, потом идите по своим делам.
  4. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвраща­ясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».
  5. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!»
  6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) интересную книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не показалось, будто они вечно не правы. Этим вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.

 

 

Десять заповедей для родителей

  1. Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении. Основой эффективного стиля обучения в семье является положи­тельная эмоциональная установка. Воспитание детей - одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположен­ность к общению.

Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где Вам уютнее - в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборищах угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора? Любой человек момен­тально даст на эти вопросы однозначные ответы в повседневном общении с детьми. Разве нет у нас квартир, в которых обстановка напоминает «заговор молчунов», организация быта отдает безала­берностью, а основные детали выяснения отношений звучат так громко, что хорошо слышно соседям. Для тех кто, не относит се­мью к подобным, эта заповедь отменяется за ненадобностью.

  1. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, чего хотите вы, поэтому, лучше договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.
  2. Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг, не подменяйте воспитание опекой. Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят по­ступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети - тоже. Однако дети - люди не опытные, и хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с по­мощью взрослых, которые должны быть тактичными, своевре­менной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того ли иного дела «вместо», «за» ребенка.
  3. Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели. При этом важны эмоциональное стиму­лирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка.

Не пропустите момент, когда достигнут первый успех. Ни­когда не ждите особого случая - хвалите ребенка за каждый удач­ный.

  1. Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу - дать осознать услышанное. Любое замечание надо делать сразу после ошибки.
  2. Главное - оценить поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка: «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «Ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем со­стоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если кри­тикуют поступок, конкретную ошибку, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней отпадают и не нужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Из строгого, даже жесткого, но спокойного и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность. Для того чтобы указать ребенку на ошибку, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все истории, ко­торые вам представляются подходящими к моменту. Чем короче замечание, тем лучше.

Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплош­ность. Дайте понять (но не обязательно говорите), что по оконча­нии неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка - это не одно и то же. Ведите себя именно так. Нет никакого терпения матери и отца. Не поддавайтесь ложной мысли о том, что дети делятся на талантливых и нета­лантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть многого, но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без голов и ворот превращается в бессмысленную беготню с мячом, так жизнь без цели - не больше чем цепь хаотических порывов. Если вы хотите быть действительным помощни­ком в жизни своих, детей, то не ждите, пока они сделают ошибку. Включайтесь в построение системы перспективных целей: от дальней - к средней и от нее - к сиюминутной.

  1. Воспитание должно быть поэтапным. Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажите ему на планке отметку мирового рекорда и скажете: «Прыгай!», то ничего путного не добьетесь. Планку надо поднимать постепенно. Задача родителя - своевре­менно и точно поднимать планку, руководствуясь системой пер­спективных целей.
 

Воспитатель должен быть строгим, но добрым. И в этом суть своевременности. Ведь если в отношении дурного поступка проявилась жесткость и бескомпромиссность - как он того заслу­живает, а человеку дать понять, что относится к нему хорошо - это даст результаты в воспитании. И не надо мучиться выбором, - ка­кой метод воспитания лучше: «авторитарный» или «либераль­ный». Ни беспредметная жестокость, ни беспредметная доброта не годятся в качестве принципов воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять методы в соответствии с конкрет­ной ситуацией. Тогда воспитание будет своевременным, или «де­мократическим».

 

 

 

Способы преодоления типичных отклонений в поведении школьников

Лживость. В основе лежит стремление защитить себя от на­казания или унижения. Такое поведение сигнализирует о том, что ребенок не доверяет взрослым, или о том, что у него не было возможности оценить преимущество говорить правду. Вероятно, у ребенка не выработалось умение справляться с трудностями Рекомендации. Важно быть твердыми, справедливыми и по­следовательными. Подавайте хороший пример. Хвалите ребенка всякий раз, когда он говорит правду. Покажите, как вы справляетесь с тяжелой для Вас правдой (тщательно следите за тем, чтобы беседы не носили характер скучных лекций на тему морали, все фразы должны быть краткими и убедительными).

Ругательства. Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для многих детей и подростков своего рода ритуалом посвящения. Сверстники бранятся - надо быть такими, как они. Полностью отвратить ребенка от этого почти невозможно, но можно отучить его браниться в школе и общественных местах. Самое замечательное, что можно сделать, - это научить детей переживать неприятности и огорчения без гнева и ругани.

Рекомендации. Не «стреляйте из пушек по воробьям» - не надо ответных угроз и паники. Говорите детям правду: ругань - это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова, а жизнь ждет действий по решению проблем. Гнев - плохой советчик. Это каждый знает на своем опыте. Выражайте свое понимание того, что в 10-12 лет человеку хочется казаться старше и сильнее (на самом деле - быть как все). Дайте ребенку понять, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни. «Это всего лишь слова для тебя, но если прислушаться к смыслу того, что ты говоришь, то человеку может быть очень трудно простить сказанное тобой. Зачем наживать врагов?» Иногда можно выразить уважение человеку, который, воздержавшись от ругани и гнева, проявил тем самым свою зрелость и силу.

Склонность к воровству. Большинство детей хотя бы од­нажды что-нибудь крадут, но, за исключением тех детей, которые были приучены к воровству в раннем возрасте. Ребенок нужда­ется, скорее всего, не во владении вещью, а в любви, внимании или обретении особого статуса. Воровство для них приобретает характер «найденных вещей» или «подаренных». Частые кражи среди детей - предвестник того, что позднее у них могут возник­нуть проблемы с законом. Чем дети старше, тем труднее изобли­чить их в воровстве.

Рекомендации. Будьте твердыми и последовательными, осознав наличие этой проблемы. Младшим детям легче объяснить, что воровать - это не нормально: «Я понимаю - тебе нравится вещь, но она принадлежит другому. Плохо брать чужие вещи. По­ставь себя на его место». Приучая детей быть честными, расска­жите им случаипроявления честности из своей жизни и опишите ход своих рассуждений: «Однажды в магазине мне дали лишние деньги на сдачу. Очень хотелось купить себе на эти деньги ...., но я представила себе, что у продавца могут быть серьезные непри­ятности...» и т.д. С детьми более старшего возраста имеет смысл говорить более прямо: «Я не видел, что это ты взял, но, как и многие люди, я чувствую это. Пойми, ситуация не позволяет мне оставить этот факт без внимания. Если это воровство - это очень серьезно, но я могу понять признание и раскаяние. Воровство и трусость - вот, что я презираю...». Обязательно расскажите о последствиях воровства во «взрослой» жизни и о возможных наказаниях, но не конкретно для этого ребенка, а о существующих законах вообще. Когда вы убедитесь в том, что правила поняты, стремитесь, чтобы ребенок отвечал за совершенный поступок. Хвалите ребенка за любые другие правильные поступки. Не оставляйте без внимания старания быть честным. Обсудите зависть как стремление жить чужой жизнью. Избегайте ситуаций, провоцирующих желание «взять» чужую вещь. В стенах школы к ребенку может приклеиться ярлык - это недопустимо. Разговор должен быть прямым, но с гарантией того, что в случае раскаяния и отсутствия повторения все останется между вами.

Жестокость и насилие в школе. Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда фи­зически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь, покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах. Практи­чески в каждом классе есть дети, которые становятся объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств остальных учеников класса.

Рекомендации. «Травля, распространенная в ученической среде, вызывает у меня протест и сильное возмущение, но в то же время я как учитель ничего не могу с этим поделать», т.е. педагоги в таких обстоятельствах испытывают смешанное чувство гнева и собственного бессилия. По данным исследователей, 25% учителей хотя бы иногда стараются игнорировать проблему, в то время как большинство детей ждут от них реальных действий. Многие школьники считают, что учителя способны их защитить. Пробле­му школьной травли невозможно разрешить, пытаясь устранить лишьотдельные ее симптомы только путем ужесточения дисци­плины, отстранения агрессоров от учебы или психологической терапии для жертв. Важно не закрывать глаза на существование проблемы, а деликатно, чтобы не бросать тень на жертву, обсудить эту проблему в классе. Возможно, первое обсуждение лучше провести в отсутствие жертвы. Необходимо проводить подобные обсуждения постоянно, апеллируя к потенциальному гуманизму детей, к их, пусть даже и скрытой, сердечности. Главное - придать огласке причины, которые лежат в основе поведения обидчика: потребность в самоутверждении, неуверенность в себе, де­монстративность, поиск «дешевого авторитета» и т.д. Нежелание выглядеть слабым в глазах класса может остановить обидчика.

Агрессивное поведение. Агрессивные дети при всем различии личностных характеристик имеют общие черты: бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлече­ний, узость и неустойчивость интересов. У таких детей, как пра­вило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, склонность к подражательности, эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. Вместе с тем среди агрессивных под­ростков встречаются и дети, хорошо развитые интеллектуально и социально. Для них агрессивность - средство поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Для не­которых подростков участие в драках, утверждение себя с помо­щью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, кризисом, конфликтами. Все чаще встречаются случаи агрессивного поведения девочек.

Изучение подростков-правонарушителей показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания. Непременным условием делинквентного поведения (лат, delictum -проступок, англ. delinquency - правонарушение, провинность - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящим вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом) является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. С другой стороны, гиперопека, так же как и безнадзорность, выражаемые через чрезмерный контроль и нудные поучения, способствуют таким акциям, как уход из дома, бродяжничество, агрессивность. Рекомендации. Особое место в данной работе следует уделять формированию круга интересов подростка на основе осо­бенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени - «времени праздного существования и безделья» - к чтению, са­мообразованию, спорту, музыке и т.д. Если ребенок обижает дру­гих, покажите ему, что Вы понимаете его чувства (он может быть обижен, расстроен), но хотите знать причину, так как мыслей Вы читать не умеете. Когда Вы обнаружите, что беспокоит ребенка, успокойте его, скажите, что все в порядке, что Вы разделяете его обиду и поможете найти выход из создавшегося положения.

Другой компенсацией недостатка внимания для ребенка будет наличие у него в классе определенных обязанностей и различных поручений, которые дадут ему возможность ощутить свою значи­мость и позволят предупредить агрессию. Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: например, злиться может любой человек. Если на Вас обрушилась агрессия ребенка, необ­ходимо постараться ощутить свою уверенность, помня о том, что в основе агрессивного поведения лежит внутренняя неуверенность. «Я вижу, что ты сейчас сердишься, но в таком эмоциональном состоянии мы не сможем с тобой ничего решить, поэтому я предлагаю тебе успокоиться». Ваш спокойный тон «охладит» ре­бенка, и Вы почувствуете себя более уверенно в данной ситуации.

 

 

 

Памятка родителям по созданию благоприятнойсемейной атмосферы

Помните, от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки - это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике, школе?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо ис­ключить из общения окрики, грубые интонации.

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

COPAREL.RU - Система управления сайтами российских организаций
Разработка и поддержка Веб-студия Coparel
ул. Школьная,32, село Большой Атлым, Октябрьский р-он, Тюменская обл, ХМАО-Югра
1909-2023г.